Новосибирск. Перед Оперным театром на центральной площади Ленина рядом с неведомо откуда возникшими удивительными зелеными холмами лошадь прыгает через препятствия, а на асфальте нарисован огромный розовый слон. А чуть поодаль человек идет на лыжах по свежевыпавшему снегу. На переднем плане -- всевидящее око художника-творца, который наблюдает за абсурдной картиной бытия. Это не сон сумасшедшего. Это офорт "Новосибирск", посвященный родному городу, молодого российско-немецкого графика Анны Краних. Ее пятая персональная выставка открылась 10 ноября в Новосибирском краеведческом музее.
В ее работах есть что-то от сюрреализма Дали и манеры письма Босха и Брейгеля. Они эмоциональны и не только притягивают взор, но и заставляют думать. На выставке -- непривычно много народа. Посетители подолгу задерживаются у работ -- произведения столь многоплановы и насыщены символами, что беглым осмотром без пристального изучения ограничиться не получится даже у ленивых.
Анна Краних, урожденная Полуй, соединила и усвоила традиции двух художественных школ - русской и немецкой. Уже четыре года она живет и работает в немецком Дюссельдорфе, однако родину свою не забывает. Не случайно Анна взяла в этом году псевдоним Краних, который переводится с немецкого как "журавлик" - птица, имеющая две родины.
Она рисовала с детства - краски, карандаши и бумага были любимыми игрушками девочки. Ранние годы провела в Ленинграде, духовность, архитектура и искусство которого оставили в ее жизни неизгладимый след. Первая большая персональная выставка работ состоялась в 1989 году, а в 1998 году Краних закончила Новосибирскую архитектурно-художественную академию по специальности "Дизайн архитектурной среды". В период обучения в академии начинает профессионально заниматься графикой - в дизайне, искусстве, "бумажной архитектуре", пробует себя в направлениях перформанс, инсталляция, объект. Переехав на постоянное место жительства в Германию, в период с 2001 по 2004 гг. Анна прошла обучение в Академии искусств Дюссельдорфа по направлению "Архитектура и современный дизайн". Она все время осваивает новые графические методы и техники литографию, офорт, линогравюру, гравюру по дереву, тушь, фломастер и работает не только как график, но и как архитектор. Параллельно занимается дизайном, архитектурной графикой, бумажной архитектурой и оформлением книг.
Высокое графическое мастерство и изысканность исполнения, философичность, неординарность мышления и психологического проникновения в затрагиваемые темы, по мнению художественных критиков, -- особенности работ Краних.
Ее произведения делят на три класса. Первый -- так называемые символы, знаки, те, что встречаются в ее сериях "Ночь снов", "Король превращений" и "Волшебное путешествие" из большого цикла "Театр метаморфоз". Предметы, люди состоят из капель, восьмерок, снежинок, крестиков, змеиных спиралей и… глаз. Таким способом автор трактует переходы различных психологических состояний из одного в другое. А цвет, характерный для этого цикла, усиливает трансформацию реального в ирреальное.
Другие ее работы -- так называемые "листы-новеллы", эти работы хочется неспешно рассматривать, пристально изучать, в них есть некая продолжительность действия, как в театре или кинематографе. Зритель оказывается словно внутри картины. На работе "Великобритания" на небольшом острове умещены все основные мифологемы британского сознания -- от Биг-Бена и символа королевского величия Букингемского дворца, кораблей, до единорога, ветряных мельниц и качелей. При внимательном рассмотрении можно заметить четверку бродячих музыкантов, похожих на битлов, скрипки и балерин. И даже воспетую теми же "Биттлз" желтую субмарину. И множество мелких деталей, которые можно изучать до бесконечности. Похоже на игру -- сосчитай, сколько предметов на картинке. Только сосчитать все нереально.
Удивителен офорт "Память". Память, по Краних, -- множество открытых и устремленных вверх до бесконечности ящиков, из которых "высовываются" частички жизни автора -- деревья, игрушки, велосипедное колесо, улитка, старый телефон, железная дорога и сотни других элементов сознания графика.
Другие работы по манере исполнения напоминают классическую немецкую гравюру. Здесь фасады домов, любимая собака Синди, люди, поездки в автобусе, сектанты и жизнь. И постоянно присутствующий образ дерева -- как символ познания. Деревья повсюду - в лесу, городе, в ящиках, на берегу, и просто деревья как отдельный элемент бытия. И даже человек-дерево есть.
Все работы графика объединяет удивительная эмоциональная насыщенность и глубокий психо-философский подтекст. Философские размышления Анны -- это мудрое созерцание себя и окружающего мира через призму чувств, а не только логики. Именно это делает творчество Анны близким и понятным русскому зрителю, оно не кажется чужим, "иностранным".
Выставка представленных работ отражает все разнообразие ее творческих поисков, которые заставляют вспомнить слова восточной мудрости -- "В мире лишь одно постоянно -- бесконечное движение". Таковы работы Анны Краних -- с ощущением свободы во всех ее проявлениях. И движением -- к познанию. Себя и окружающего мира.