Комедия, мелодрама
По книге Томаса Бруссига «Солнечная аллея»
Германия, 1999
Режиссер: Леандер Хауссман
Автор сценария: Томас Бруссиг
В ролях: Александр Шеер, Александр Байер
ГДР, Берлин, 70-е годы. Михе и Марио по 17 лет и они принимают жизнь в ГДР такой, какая она есть и делают ее еще лучше. Разумеется, они понимают однотонность и серость восточного Берлина, но с того? У них повсюду друзья. А жизнь можно расцветить несерьезными попытками побега. Миха любит рок и поп музыку, кока-колу и мечтает стать поп звездой. У него есть большая любовь (красавица-блондинка Мириам), к чьим ногам кладет он свою жизнь.
Факты:
• Специально для фильма была выстроена копия Берлинской стены, стоимостью 3000 000 DM.
• Книга Томаса Бруссига получила премию Ганса Фаллады
• Саундтрек “The Letter”спела для «Зонненалее» группа “Dynamo 5”. Эта группа была основана специально для фильма и в действительности не существует. “The Letter”поют сами актеры, исполнители главных ролей.
Sonnenallee - улица, начинающаяся в Западном, а заканчивающаяся в Восточном Берлине - де-факто, другом государстве. С одной стороны - сердитые таможенники, тщательно отслеживающие проникновение любой контрабанды с Запада, с другой - вышки с провокаторами. "Посмотрите, какое у человека счастье, - кричат они сверху - У вас еще осталось, чему радоваться? Посмотрите, во что он одет! Хочешь "МАРС"? Я сброшу тебе". "Я иду на три года в армию! - кричит им в ответ старшеклассник Миха. - А когда вернусь, пристрелю вас всех!". "Уходим в организованном порядке. - Пугается шеф провокаторов, отчего-то очень похожий на нашего Владимира Познера. - Сначала Кати. Остальные - парами". "У меня все неплохо. - Говорит Миха. - Но им это знать ни к чему. По крайней мере, у нас нет бездомных, и от голода никто не умирает".
На деле же, политика интересует Миху меньше всего на свете. В его жизни есть масса куда более интересных вещей: можно, например, погулять по аллее, кадря девчонок, устроить вечеринку с пивом, водкой и самопальными наркотиками или послушать запрещенных "Rolling Stones", пластинки которых за бешенные деньги привозят конрабандисты. Но настоящая страсть Михи - одноклассница Мириам, при виде которой душа его переполняется страстью. "Да, это она, Мириам, - представляет он зрителям свою зазнобу. - Сказочная, прекрасная, ослепительная, недоступная, Мириам. И это моя любовь". Но вот беда: за его ненаглядной ухаживает богатый пижон с Запада, что оставляет Михе не так много шансов на взаимность.
Надпись на коробке утверждает, что "Солнечная Аллея" предназначена "для всех, кому понравился "Гуд бай, Ленин!"", и с этим сложно не согласиться. Единственное, что рознит фильмы - операторский стиль. Если Ян Тирсен в своем творении придерживался строгих канонов, делая упор на статичные планы, то камера Леандера Хаусманна не стоит на месте. Резкие накаты и смены ракурсов делают "Солнечную аллею" более молодежной и динамичной. В фильме Хаусманна меньше глубины, меньше трагизма, но больше чистого, доброго юмора.
Все мужские роли, включая эпизодические, выполнены на ура. С женскими же дела обстоят чуть сложнее. Единственной актрисой, которую можно было бы поздравить с успехом, стала Катарина Тальбах, сыгравшая грудастую мамашу Михе, крайне сексапильную, несмотря на слегка дурашливое амплуа. Что касается Терезы Вайсбах, то кукольная Мириам (фактически, одна из главных героинь повествования) в ее исполнении не выдерживает никакой критики.
Творения Тирсена и Хаусманна роднит общая примиреченческая идея. Да, уверен режиссер, негоже разделять друзей и родственников бетонной стеной с пулеметами, негоже запрещать альбомы "Роллингов" и книги Сартра, тем паче, что от тех и других нет никакого вреда государству. Но ведь "была когда-то страна, и я в ней жил. - Напоминает зрителям герой фильма, - Если вы спросите меня, как это было, это было самое прекрасное время в моей жизни".